Государственный надзор в сфере рекламы
В Российской Федерации рекламная деятельность рассматривается как элемент единого экономического пространства, инструмент развития добросовестной конкуренции на товарных рынках. Комплекс отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы в Российской Федерации регулируется системой конкурентного законодательства, в котором важную роль играет рекламное законодательство. Федеральный закон «О рекламе» (№108-ФЗ) был принят 18 июля 1995 года. В настоящее время действует вторая редакция Закона «О рекламе» (от 13 марта 2006 года №38-ФЗ).
Функции контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а также принятия подзаконных нормативных актов в этой сфере, возложена Правительством РФ на Федеральную антимонопольную службу (ФАС России).
К основным направлениям деятельности ФАС России относятся:
- осуществление мер по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о рекламе, антимонопольного законодательства на рынках средств массовой информации, выставочной деятельности, рекламной деятельности, полиграфической деятельности, а также актов недобросовестной конкуренции;
- привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
Руководитель ФАС России — Шаскольский М.А., заместитель Руководителя, курирующий вопросы соблюдения законодательства в сфере рекламы — Таукенова К.М., начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции — Никитина Т.Е.).
ФАС России, включая Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, представлена в субъектах Федерации территориальными органами – Управлениями ФАС России, в функции которых входит контроль и надзор за применением законодательства о рекламе.
ФАС России, 123995, ГСП-5, Д-242, Москва, ул. Садовая Кудринская, д.11.
Тел. +7 (499) 755-23-23, факс +7 (499)755-23-24. E-mail:delo@fas.gov.ru, rekl@fas.gov.ru, http://www.fas.gov.ru
Территориальные органы ФАС России: http://www.fas.gov.ru/units
Территориальное Управление ФАС России по г. Москве: 107078, Москва, Мясницкий проезд, д.4, стр.1. Тел. +7 (495) 784-75-05, факс +7 (495) 607-31-41. E-mail: to77@fas.gov.ru
Территориальное Управление ФАС России по г. Санкт – Петербургу:199004, Санкт-Петербург, 4-я линия Васильевского острова, 13, литера А. Тел. (812)313-04-30/313-04-40, факс (812) 313-04-15. E-mail: to78@fas.gov.ru
Территориальное Управление ФАС России по Свердловской области: 020014, г. Екатеринбург, ул. Московская, 11. Тел. (343)377-00-83/376-84-11, факс (343) 377-00-84. E-mail: to66@fas.gov.ru
При ФАС России действует Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе и защите от недобросовестной конкуренции. В состав Совета входят представители АКАР, которые в качестве экспертов активно участвуют в регулировании рекламной деятельности, развитии добросовестной конкуренции, создании цивилизованного рынка рекламных услуг в России.
Итоги осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламe: https://clck.ru/33MqjB
1 сентября 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2021 №347 об учете интернет-рекламы: Закон внес изменения в Федеральный закон от 13.03.2006 №38 «О рекламе» и обязывает участников рынка размещения интернет-рекламы передавать данные о ней в единую информационную систему, созданную Роскомнадзором.
В соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 13.03.2006 №38 «О рекламе» Роскомнадзор наделен полномочиями по учету, хранению и обработке информации о распространенной в сети «Интернет» рекламе.
Информация о распространенной в сети «Интернет» рекламе передается в Роскомнадзор через операторов рекламных данных (ОРД).
Роскомнадзор — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РКН). 109992, г. Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.2. https://www.rkn.gov.ru. Тел. +7(495) 983-33-93, факс: +7 (495) 587-44-68, E-mail: rsoc_in@rkn.gov.ru. Руководитель РКН – Липов А. Ю. Заместитель руководителя РКН, курирующий сферу электронных коммуникаций — Субботин В. А. Начальник Управления контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций — Зайцев Е. Ю.
В структуру РКН входят территориальные органы: https://rkn.gov.ru/about/territorial/
Основные документы: ФЗ от 13.03.2006 №38 «О рекламе»; ФЗ от 02.07.2021 №347 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»; учет интернет–рекламы; дополнительная информация о реализации участниками рынка требований статьи 18.1 ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе», подготовленная Ассоциацией развития интерактивной рекламы (АРИР) и Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР) по ссылке: https://rkn.gov.ru/register-ord/