АКАР разобрала спор между агентством и заказчиком о компенсации за незавершенный проект
Комиссия по этике АКАР рассмотрела конфликтную ситуацию между рекламным агентством и компанией-заказчиком. Поводом для обращения стало несоответствие ожиданий сторон на этапе преддоговорной работы: агентство выполнило значительный объем работ, но проект был заморожен без компенсации.
В комиссию по этике АКАР обратилось агентство, которое участвовало в отборе на создание видеоролика, разработало концепцию и сценарий, согласовало смету, но договор так и не был подписан. Заказчик признал концепцию победившей, однако позднее отказался от реализации, сославшись на изменение планов. При этом компенсировать затраты агентства он не согласился. Агентство посчитало действия заказчика неэтичными: работа велась несколько месяцев, но оплаты не последовало.
На стадии переговоров, организованных комиссией АКАР, выяснилось, что заказчик не считает итоговый продукт агентства «полноценным сценарием», так как в нем отсутствуют детали описания хронометража, актеров, места съемки, режиссера и прочего. В связи с этим он не понимает, почему «должен оплачивать незаконченный продукт».
В свою очередь представитель агентства отметил, что «заказчик выбрал победителем эту концепцию», а дальнейшие проработки (включая выбор актеров, детальной проработки сцен и прочего) должны были происходить после подписания договора, на который заказчик согласился.
По мнению экспертов АКАР, главная проблема произошла в коммуникации клиента с исполнителем: «вышла путаница в представлениях клиента о конкретном результате — стороны не договорились, когда должна происходить проработка конкретных деталей сценария».
Изучив переписку и материалы, комиссия АКАР пришла к выводу, что компания должна рассмотреть возможность компенсации (даже если проект не реализован, креативная разработка требует оплаты) или реализовать проект с участием агентства в более благоприятный сезон, по ранее обсуждённой стоимости. Рекомендована выплата 50% от рыночной стоимости концепции, что соответствует практике справедливого возмещения. Комиссия направила официальное письмо с решением бренду.
Кейс показал системную проблему: отсутствие прозрачных правил в тендерах ведет к конфликтам и неоплаченному труду. Эксперты отметили, что рынок часто сталкивается с затягиванием процессов со стороны клиента, а также с юридическими проволочками. Решение — в документировании процессов, этичных переговорах и использовании инструментов защиты, таких как Депозитарий интеллектуальной собственности АКАР (представляет собой хранилище произведений, созданных в рекламных агентствах). Для агентств это сигнал: не начинать работу без юридических гарантий. Для заказчиков — урок о важности четких договоренностей до старта проекта.

Больше новостей в канале
@rusadmarketchannel