Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ как фактор совершенствования процесса управления брендом вуза
За последние 3 года институт профессионально-общественной аккредитации (ПОА) стал довольно значимым явлением в образовательной сфере России.
Если в первые годы с момента появления данного вида оценки эффективности образовательного процесса такая аккредитация воспринималась как что-то непонятное, необязательное и не очень нужное, то сейчас ситуация совершенно иная.
Действительно, изначально многое в такой работе было неотработанно и непонятно.
Очень остро стояли такие вопросы как:
- Как и кем регламентируется данный процесс?
- Зачем нужна такая аккредитация?
- Какие организации могут осуществлять профессионально-общественную аккредитацию?
- Кто может быть экспертом комиссии по профессионально-общественной аккредитации?
- Что входит в необходимый для прохождения аккредитации список документов/материалов?
На эти и другие вопросы не было четких ответов, поэтому многие представители вузов и чиновники разных уровней относились к профессионально-общественной аккредитации настороженно.
И это несмотря на то, что в статье №96 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (в редакции от 08.06.2020) прямо указывается, что такое «профессионально – общественная аккредитация», для чего она проводится и какие выгоды от ее проведения получает конкретная аккредитованная образовательная программа и ее выпускники, а также образовательное учреждение, обеспечивающее данную программу, в целом.
Но постепенно ситуация стала меняться. Все больше вузов стали осознавать важность профессионально-общественной аккредитации и обращаться в аккредитующие организации с запросом о возможности ее проведения. И если раньше подавляющее большинство запросов заканчивались на стадии интереса, то теперь в основном запросы поступают тогда, когда образовательная организация уже в принципе решила пройти профессионально-общественную аккредитацию, и сейчас ее интересуют различные организационные вопросы.
Комиссия Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) по профессионально-общественной аккредитации за 2019-20 учебный год провела аккредитацию нескольких программ в двух вузах. Еще несколько вузов и, соответственно, программ не успели пройти аккредитацию в связи с пандемией, хотя договора уже были подписаны. Но данные работы будут выполнены в ближайшее время. Таким образом, за прошедший учебный год было проведено больше аккредитаций, чем за предыдущие два.
С чем же связан рост интереса к ПОА в российской образовательной сфере?
Этому способствуют несколько факторов:
1. Государственные органы сформировали определенные требования к аккредитующим организациям, составу экспертов и процедуре аккредитации. Появилась определенная структура ПОА в России, на вершине которой находится Министерство науки и высшего образования, которое ведет реестр аккредитующих организаций.
Так, Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) входит в данный реестр, являясь одной из немногих организаций, имеющих право проводить профессионально-общественную аккредитацию по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» и некоторым другим смежным направлениям. Вузы стали понимать, что для прохождения профессионально-общественной аккредитации нужно обращаться к организациям, входящим имен но в этот реестр и что присутствие организации в данном реестре является определенной гарантией качества работы.
2. В свою очередь, аккредитующие организации продемонстрировали достойное качество работы. Конечно, не все, а те, кто заботится о своей репутации и действительно хочет помочь тем, кто обеспечивает конкретные образовательные программы, вузам, всему образовательному сообществу.
Так, Комиссия АКАР по профессионально-общественной аккредитации продемонстрировала максимально серьезное отношение к процессу аккредитации, тщательно готовит документы, очень аккуратно подбирает и обучает экспертов, внимательно проверяет представленные вузами материалы. Необходимо отметить, что не все программы сразу получают положительное решение Комиссии АКАР по профессионально-общественной аккредитации. Так, по одной из программ, представленных на ПОА, первоначально Комиссией было принято решение о невозможности подтверждения прохождения аккредитации и необходимости устранения достаточно существенных выявленных недостатков, как технического, так и содержательного характера. И только после того, как недостатки были устранены, Комиссия, вновь ознакомившись с документами и фактической ситуацией, приняла решение о выдаче сертификата об успешном прохождении данной образовательной программой профессионально-общественной аккредитации.
3. Образовательные учреждения убедились, что прохождение ПОА дает значимые результаты, как для прохождения государственной аккредитации, так и в текущей деятельности.
Так, многие руководители различного уровня в образовательных учреждениях (от руководителей программ до руководителей вузов), в которых Комиссия АКАР по профессионально-общественной аккредитации проводила аккредитацию, отмечают, что прохождение ПОА позволило увидеть сильные и слабые стороны образовательного процесса и внести соответствующие коррективы. Эксперты Комиссии, являясь высококлассными специалистами и ответственно относясь к работе, в ходе проведения аккредитационных мероприятий, делают много актуальных рекомендаций, направленных на повышение качества подготовки выпускников аккредитуемой образовательной программы. Фактически каждая аккредитация сопровождается глубоким анализом работы кафедры, обеспечивающей аккредитуемую образовательную программу, в результате которой эксперты формируют комплекс практических рекомендаций по совершенствованию всего процесса обучения.
Указанные факторы способствовали росту интереса вузов к профессионально-общественной аккредитации.
Но платность профессионально-общественной аккредитации удерживает руководство многих вузов от принятия решения по прохождению ПОА по тем или иным образовательным программам. Все ожидали какого-либо фактического признания значимости профессионально-общественной аккредитации со стороны государства. И такое признание было отражено в документах Минобрнауки в 2020 году. Вернее, за последнее время появилось сразу несколько решений в образовательной сфере, которые способствуют фактическому признанию важности и необходимости профессионально- общественной аккредитации образовательных программ.
Так, в 2020 году было принято важнейшее решение, призванное внести ключевое изменение в существующий порядок и статус профессионально- общественной аккредитации образовательных программ.
Приказ Минобрнауки от 03.04.2020 №550 «Об утверждении порядка проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» определяет процедуру проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также показатели деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по результатам оценки которых принимается решение о распределении контрольных цифр приема.
Решение о распределении контрольных цифр приема принимается по результатам оценки показателей деятельности образовательных организаций, предусмотренных Приложением №2 к данному Приказу. Среди других параметров, в данном документе есть показатели, характеризующие качество технологии обучения, отраслевые показатели, в том числе такой показатель как «2.2.1. Наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по соответствующим НПС (УГСН), срок действия которой истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема».
Этим решением министерство науки и высшего образования подчеркнуло важность и значимость профессионально-общественной аккредитации в современном образовательном процессе. В образовательной сфере возможность того, что успешное прохождение ПОА будет влиять на распределение контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обсуждается с момента появления в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья №96) понятия профессионально – общественной аккредитации и целей ее проведения. Однако теперь значимость прохождения профессионально-общественной аккредитации выражена в конкретных цифрах (баллах).
Еще одним важнейшим фактором значимости профессионально-общественной аккредитации является то, что с этого года успешное прохождение ПОА становится одним из обязательных элементов для тех вузов, которые планируют принимать участие в конкурсе для попадания в разработанную Минобрнауки «Программу стратегического академического лидерства», дизайн которой был представлен министром высшего образования и науки РФ Фальковым В.Н. 10 июля 2020 года.
Данная Программа будет направлена на повышение глобальной конкурентоспособности вузов страны. Сейчас в ней не указываются конкретные университеты, пока она рассматривается как общая для всего сектора образования и науки. Но уже в ближайшее время (с 2020/21 учебного года) предлагается отобрать 100-120 вузов, которые могли бы войти в эту Программу, а в дальнейшем довести эту цифру до 150.
Программу планируется реализовать за 10 лет. На начальном этапе на участие в ней могут претендовать около 200 вузов. Программа должна быть открытая, и вход в нее должен осуществляться не единожды, а раз в два или три года, чтобы вузы имели возможность подготовится и войти в Программу.
Одним из нововведений Программы является выделение отдельной группы вузов – кандидатов на участие. Это университеты, которые пока не входят в глобальные университетские рейтинги и не отвечают входным критериям, но имеют потенциал развития и финансовую поддержку для реализации своей программы развития от федеральных или региональных органов государственной власти, государственных компаний. И здесь одним из критериев для потенциальных вузов – кандидатов является успешное прохождение профессионально – общественной аккредитации по основным образовательным программам. Документы, регламентирующие количество и состав программ, которые потребуется провести через профессионально-общественную аккредитацию вузам – кандидатам, еще находятся в стадии подготовки, но необходимость самого факта прохождения ПОА уже определена.
Нельзя забывать и о том, что при прохождении государственной аккредитации аккредитационная комиссия учитывает наличие или отсутствие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ соответствующего вуза.
Можно с уверенностью сказать, что с 2020/21 учебного года роль профессионально-общественной аккредитации значительно возрастает.
Это определено несколькими факторами. Во-первых, ПОА стала более востребована со стороны образовательных организаций, которые увидели ее плюсы. Во-вторых, сам процесс ПОА стал более организованным и системным. В-третьих, успешное прохождение ПОА вошло в перечень критериев, учитывающихся при проведении мониторинга вузов и распределении контрольных цифр приёма. В-четвертых, ПОА теперь имеет значение при определении места вуза в образовательных рейтингах (как отечественных, так и международных), при допуске к участию в Программе академического стратегического лидерства и иных программах развития.
Таким образом, институт профессионально-общественной аккредитации становится инструментом повышения конкурентоспособности образовательной организации и напрямую влияет на процесс управления брендом вуза, так как позиция вуза в различных рейтингах и его присутствие в различных программах, таких как Программа академического стратегического лидерства, являются составными частями бренда современного вуза.
Абаев Алан Лазаревич
Председатель Комиссии по ПОА АКАР,
доктор экономических наук,
декан кафедры маркетинга и рекламы РГГУ
Больше новостей в канале
@rusadmarketchannel