Как депозитарий АКАР защищает произведения рекламных агентств?
Почти треть тендеров на рекламном рынке проводится с нарушением этических норм. Чтобы обезопасить участников торгов и сохранить их права, АКАР создала депозитарий интеллектуальной собственности. Благодаря этому инструменту агентства могут повторно использовать свои произведения для других проектов в случае проигрыша в конкурсе.
Что такое депозитарий АКАР и зачем он нужен?
Депозитарий интеллектуальной собственности — это хранилище произведений, созданных в рекламных агентствах. Он появился в 2003 году для защиты интересов и прав игроков рынка. Также инструмент позволяет контролировать соблюдение норм саморегулирования, бороться с недобросовестной конкуренцией и формировать этичные условия работы в рекламной индустрии.
Агентство передает АКАР копию рекламного произведения. Она используется только для разрешения спора в случае возникновения разногласий по поводу создания произведения или во время судебного разбирательства. Важно понимать, что депозитарий не регистрирует объекты авторского права и права на них, но обеспечивает охрану и защиту прав интеллектуальной собственности.
Екатерина Селявина, президент коммуникационной группы Movie, сопредседатель комиссии АКАР по этике, перечислила типы рекламных произведений, которые могут быть поданы в депозитарий АКАР:
- Креативные концепции (сценарии, текстовые описания рекламных кампаний, слоганы);
- Аудио- и видеоматериалы (рекламные ролики, радио-джинглы);
- Графические работы (макеты, логотипы, иллюстрации, элементы фирменного стиля);
- Медиапланы и маркетинговые стратегии (детализированные презентации и документы).
Важно понимать, что в России закон об авторском праве не защищает идеи как таковые, но охраняет произведения, выраженные в объективной форме

Екатерина Селявина
Президент коммуникационной группы Movie, сопредседатель комиссии АКАР по этике
При депонировании фиксируется факт передачи произведения без проверки его оригинальности. Однако, отмечает Екатерина, возможен отказ в депонировании в следующих случаях:
- Материалы оформлены с нарушением требований (отсутствуют подписи, печати, неверный формат);
- Представленное произведение уже зарегистрировано в депозитарии ранее;
- Агентство не может подтвердить свое авторство или предоставило неполные сведения.
Как решаются спорные ситуации с помощью депозитария? Кейсы
«Агентства используют депозитарий АКАР в различных ситуациях, связанных с защитой авторских прав», — рассказывает Екатерина:
«Первый распространенный случай — защита произведений при участии в тендерах. Агентство разрабатывает рекламные концепции, сценарии, макеты или другие креативные материалы и передает их заказчику для участия в конкурсе. Однако после окончания тендера клиент может использовать эти произведения самостоятельно или передать их другому подрядчику, не заключая договор с агентством. Если агентство заранее зарегистрировало свое произведение в депозитарии, оно может доказать приоритет его создания и защитить свои права.
Второй распространенный случай — защита произведений при работе над рекламными кампаниями (без тендера). Агентство разрабатывает рекламную стратегию, сценарий или концепцию для клиента, но затем сталкивается с тем, что его идеи реализованы без его участия или согласия. Такая ситуация может возникнуть не только при тендерах, но и при долгосрочном сотрудничестве с клиентом или даже при самостоятельной разработке кампании, которую впоследствии используют третьи лица. Депонирование в АКАР в этом случае помогает не только в судебных разбирательствах, но и в переговорах, подтверждая право агентства на произведение и давая ему весомый аргумент для защиты своих интересов».
Как подать заявку?
- предоставить копию рекламного произведения с подписями и печатями агентства в Исполнительную дирекцию АКАР (ИД АКАР) заказным письмом (а/я 133) с указанием на конверте «В депозитарий АКАР»
- ИД АКАР зарегистрирует копию рекламного произведения и сохранит его в сейфе (срок хранения не более 3-х лет)
- по истечении срока хранения агентство обязано забрать копию рекламного произведения
Как защитить себя от неэтичных тендеров?
Комиссия по этике разбирает спорные ситуации и помогает агентствам решать проблемы, связанные с тендерами, в рамках проекта «Тендер под защитой АКАР». Компания может направить в ассоциацию обращение, содержащее информацию о неэтичном конкурсе. Критериями некорректного тендера могут быть, например, нереальные сроки, отсутствие обозначенного бюджета и официальных результатов по проведенным торгам.
Эксперты комитета рекомендуют передавать произведения в депозитарий, чтобы обезопасить себя от фейковых конкурсов. В случае проигрыша агентства смогут использовать свои идеи для других проектов.
По словам Екатерины, наиболее правильный момент для подачи заявки в депозитарий – это финальный этап подготовки тендерных материалов, перед их передачей заказчику. «Это позволяет агентству официально зафиксировать дату создания рекламного произведения, тем самым минимизируя риски неправомерного использования. Если агентство решит депонировать материалы уже после тендера, доказать факт первичного создания произведения будет значительно сложнее. Кроме того, в случае споров агентство сможет обратиться в комиссию по этике АКАР с подтверждением того, что произведение принадлежит именно ему, что является значительным преимуществом при разрешении конфликтных ситуаций», — объясняет эксперт.
«Депозитарий АКАР – это важный инструмент защиты интеллектуальной собственности рекламных агентств. Он помогает агентствам защищать свои произведения и избегать недобросовестной конкуренции, а также служит надежной основой при разрешении спорных ситуаций. Мы настоятельно рекомендуем не пренебрегать этим инструментом и заранее фиксировать свои рекламные произведения, чтобы избежать возможных потерь и защитить свои права в будущем», — заключает Екатерина.

Больше новостей в канале
@rusadmarketchannel