Обзор рынка труда в сфере маркетинга, рекламы и PR
Обзор рынка труда в сфере маркетинга, рекламы и PR
Санкт-Петербург, 1-е полугодие 2011
Профессиональная сфера «Маркетинг/Реклама/PR» традиционно является одной из самых востребованных на рынке труда и входит в Топ-10 наиболее популярных профобластей на hh.ru. В 2000-е годы фактически сформировался рынок труда в сфере маркетинга, так как университеты начали готовить специалистов этого направления, а компании искать способы продвижения на рынке в условиях плотной конкурентной среды.
В 2006-2007 годы сфера маркетинга, рекламы и PR переживала пик своего развития, прежде всего в финансовом плане: на этот период пришлись самые дорогие рекламные кампании, самые высокие (и часто необоснованные) доходы специалистов, самые амбициозные проекты. Экономический кризис 2008-2010 годов серьезно встряхнул рынок, маркетинговый «пузырь» лопнул вслед за банками и коммерческим девелопментом. Многие специалисты оказались на рынке труда и были вынуждены снижать свои зарплатные амбиции в разы, особенно остро это проявилось в мегаполисах – Москве и Санкт-Петербурге. В период кризиса существенно возрос спрос и стоимость профессионалов с подтвержденным опытом в области антикризисного и стратегического маркетинга, остальные маркетинговые специализации столкнулись с серьезными проблемами. Сегодня, когда кризис миновал, можно говорить о его положительном влиянии на сферу маркетинга: и компании, и специалисты более трезво подходят к оценке собственных возможностей и перспектив.
Рейтинг профобластей (спрос на специалистов в различных профобластях на hh.ru) по Санкт-Петербургу на июль 2011 года:
1
|
Продажи
|
18%
|
2
|
Информационные технологии/Интернет/Телеком
|
12%
|
3
|
Административный персонал
|
8%
|
4
|
Бухгалтерия/Управленческий учет/Финансы предприятия
|
7%
|
5
|
Строительство/Недвижимость
|
6%
|
6
|
Маркетинг/Реклама/PR
|
6%
|
7
|
Транспорт/Логистика
|
6%
|
8
|
Производство
|
6%
|
9
|
Банки/Инвестиции/Лизинг
|
4%
|
10
|
Начало карьеры/Студенты
|
4%
|
1
|
PR, Маркетинговые коммуникации
|
19,2%
|
2
|
Продвижение, Специальные мероприятия
|
19,0%
|
3
|
Менеджер по работе с клиентами
|
17,7%
|
4
|
Управление проектами
|
15,7%
|
5
|
Мерчендайзинг
|
14,4%
|
6
|
Управление маркетингом
|
14,2%
|
7
|
Планирование, Размещение рекламы
|
13,4%
|
8
|
Аналитик
|
12,0%
|
9
|
Исследования рынка
|
12,0%
|
10
|
Бренд-менеджмент
|
10,8%
|
11
|
Интернет-маркетинг
|
9,7%
|
12
|
Дизайнер
|
9,6%
|
13
|
Менеджмент продукта (Product manager)
|
9,4%
|
14
|
Торговый маркетинг(Trade marketing)
|
9,0%
|
15
|
Печатная реклама
|
8,0%
|
16
|
Начальный уровень/Мало опыта
|
7,0%
|
17
|
Наружная реклама
|
6,5%
|
18
|
Производство рекламы
|
5,7%
|
19
|
Below The Line (BTL)
|
4,2%
|
20
|
Копирайтер
|
4,2%
|
21
|
Ассистент
|
4,2%
|
22
|
Верстальщик
|
4,0%
|
23
|
Промоутер
|
3,7%
|
24
|
Консультант
|
2,6%
|
25
|
Рекламный агент
|
2,5%
|
26
|
Арт-директор
|
1,9%
|
27
|
Проведение опросов, Интервьюер
|
1,4%
|
28
|
Радио реклама
|
1,1%
|
29
|
Телевизионная реклама
|
1,1%
|
30
|
Политический PR
|
0,9%
|
31
|
Таинственный покупатель
|
0,3%
|
Заработные платы в сфере маркетинга вышли на докризисный уровень, средний доход маркетолога сегодня 34 600 рублей. Это несколько выше средней заработной платы по всем профобластям: в Санкт-Петербурге она составляет 30 000 рублей. Самые высокооплачиваемые линейные специалисты в сфере маркетинга: бренд-менеджер (50 000 рублей), PR-менеджер (40 000 рублей) и менеджер по продажам рекламы/по работе с клиентами (37 500 рублей). На руководящих позициях можно зарабатывать в среднем 45 000 – 51 000 рублей, хотя это далеко не предел: максимальные заработки директоров по рекламе, маркетингу и PR-директоров могут доходить до 200 000 рублей. Впрочем, период, когда работодатели были готовы покупать «звездные» кадры за любые деньги, уже миновал: после кризиса компании более взвешенно подходят к найму специалистов и трезво оценивают уровень соискателя, его профессиональные навыки и соответствии материальных притязаний открытой вакансии.
Для сферы маркетинга, рекламы и PR характерен дисбаланс в зарплатных предложениях и ожиданиях: соискатели на вакансии многих специализаций рассчитывают на зарплату меньше, чем готовы предлагать работодатели. Это может быть связано с тем, что компании настроены на поиск высококвалифицированных специалистов с серьезным опытом и портфолио реализованных проектов, тогда как значительную долю предложения составляют молодые специалисты без опыта работы или с минимальным опытом.
Больше новостей в канале
@rusadmarketchannel