Эксперты АКАР и НАВК заявили о необходимости гармонизации правового регулирования наружной рекламы
Участники панельной дискуссии, организованной Ассоциацией коммуникационных агентств (АКАР) и Национальной ассоциацией визуальных коммуникаций (НАВК), рассмотрели актуальные законодательные инициативы регулирования рынка наружной рекламы. Эксперты отметили, что имеющиеся правовые коллизии и “белые пятна” нормативного регулирования отрицательно влияют на экономику рынка.
В Экспоцентре состоялась панельная дискуссия «Цели и задачи правового регулирования рынка рекламы». Представители органов власти и ведущих агентств распространителей наружной рекламы обсудили актуальные законодательные инициативы, способные оказать существенное влияние на состояние рынка рекламы в целом.
За последние 4 года Московский рынок наружной рекламы потерял значительное количество клиентов. Однако, наружная реклама является единственным рекламным носителем, который наполняет городской бюджет. Вопросы, которые мы сегодня обсуждаем, являются очень важными для стабилизации малого и среднего бизнеса клиентов. Когда цена является единственным критерием, то средняя стоимость лота увеличивается, и мы можем потерять рекламодателей из малого и среднего бизнеса, несмотря на то что наружная реклама – приоритетный канал продвижения товаров для этой категории бизнеса.
Жан-Эммануэль де Витт
Управляющий директор Russ Outdoor
По сравнению с другими средствами распространения, на долю наружной рекламы приходится несопоставимо больший объем нормативно-правового регулирования. В отличие от других сегментов рекламного рынка, помимо федерального законодательства, деятельность в области наружной рекламы регулируется документами регионального уровня. В числе новых законодательных инициатив – законопроект: №18549-7 Правительства РФ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О Рекламе» и КоАП РФ».
Согласно законопроекту владелец недвижимого имущества, к которому присоединена конструкция, наделяется правом безусловного демонтажа рекламных конструкций; вводится общий порядок проведения торгов. В границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения включение в схему размещения рекламных конструкций отдельных мест возможно исключительно по согласованию с владельцем соответствующей автомобильной дороги.
В целях поддержки малого и среднего бизнеса вносится положение об обязанности организатора торгов в течение календарного года выставить на торги для субъектов малого и среднего предпринимательства не менее чем 20% от общего количества мест установки рекламных конструкций каждого типа, выставляемых им в течение данного календарного года на торги».
Законопроект является достаточно объемным, и там много нюансов, которые обсуждались с регуляторами, региональными и муниципальными властями и бизнес-сообществом. Нынешний вид документа – это консенсус того, как должен выглядеть рынок. Для рекламораспространителей доступ к рекламным конструкциям должен быть расширен, поскольку для определенного сегмента бизнеса наружная реклама – приоритетный способ продвижения своих товаров и услуг. Мы должны учитывать возможность выстраивания коммуникаций, в том числе и для малого бизнеса.
Андрей Кашеваров
Заместитель руководителя ФАС России
Представитель Правительства Московской области Александр Менчук, также участвовавший в дискуссии, отметил, что законопроект позволяет учесть интересы разных сторон рынка.
Мотивация по подготовке этого законопроекта — ответ на вызовы рекламного рынка. Ведь комплекс проблем, которые сейчас существуют, особенно в Московской области, где много частных территорий, требует компромиссного решения всех участников рынка. Рынок ждет этот законопроект, и мы надеемся, что он сможет устранить все существующие разногласия.
Александр Менчук
Первый заместитель руководителя Главного управления по информационной политике Московской области
Участники поддержали устанавливаемое законопроектом ограничение изменения схем размещения рекламных конструкций – не более 3% в течение года.
Когда компания участвует в торгах важным фактором является количество рекламных мест, объем рынка. Именно на основе числа рекламных мест принимаемся решение об участии в процедуре торгов. Поэтому сохранение объемов рынка важно для операторов.
Армен Газарян
Генеральный директор АО «ЛАЙСА»
ФАС РФ выносит на рассмотрение законопроект «О внесении изменений в ст. 28.3 КоАП РФ», наделяющий должностных лиц органов местного самоуправления правом составлять протоколы об административных правонарушениях, по фактам нарушения рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе и размещении рекламы на дорожном знаке, ином ТСОДД или рекламы, имеющей̆ сходство с дорожными знаками.
Модератор дискуссии Михаил Манжелей, сопредседатель Комитета по наружной рекламе АКАР, заместитель генерального директора по правовым вопросам АО «ЛАЙСА», подводя итоги дискуссии, подчеркнул, что участники согласились с необходимостью поддержки передачи части полномочий от ФАС в пользу органов местного самоуправления в части контроля за содержанием рекламы и случаев размещения рекламных конструкций на одной опоре с дорожными знаками и другими средствами организации дорожного движения”.
Эксперты обратили внимание и на проблему отсутствия, предусмотренного федеральным законом, технического регламента. Сегодня сложилась ситуация, при которой есть два противоречащих друг другу нормативных документа, определяющие порядок установки рекламных конструкций и их территориальное размещение в населенных пунктах: ГОСТ 52044 и новый ГОСТ 50597. Национальной ассоциацией визуальных коммуникаций (НАВК) уже были предприняты шаги, направленные на устранение этих противоречий. Как результат – перенос даты вступления ГОСТа 5597-2017 до 1 июля 2019 года с необходимостью внесения в него изменений в целях исключения коллизий правового регулирования.
Отдельно участники затронули вопрос саморегулирования рынка наружной рекламы. Создание органа саморегулирования – это переход на новый уровень. Во многих странах госрегуляторы полностью делегируют свои полномочия, и основная часть жалоб по рекламе как раз перетекает в органы саморегулирования.
Обсуждавшиеся законопроекты последовательно развивают законодательное регулирование наружной рекламы, вводя целый ряд положений, которые продиктованы текущим состоянием индустрии. Из основных задач, которые предложено решить законопроектами, можно выделить следующие: введение более эффективного механизма реагирования и контроля за соблюдением законодательства о рекламе – в части передачи полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.14.38, ст.14.3 КоАП РФ; определение общих правил проведения торгов в сфере наружной рекламы; введение процедуры «специализированных торгов» и другие.
Михаил Манжелей
Сопредседатель Комитета по наружной рекламе АКАР
Панельная дискуссия состоялась в рамках деловой программы 26-ой международной специализированной выставки РЕКЛАМА-2018. Основными спикерами выступили: Андрей Кашеваров, Заместитель руководителя ФАС России; Представитель Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы; Александр Менчук, первый заместитель руководителя; Главного управления по информационной политике Московской области; Армен Газарян, генеральный директор АО «ЛАЙСА»; Жан-Эммануэль де Витт, управляющий директор Russ Outdoor и Михаил Манжелей, сопредседатель Комитета по наружной рекламе АКАР, заместитель генерального директора по правовым вопросам АО «ЛАЙСА».
Больше новостей в канале
@rusadmarketchannel