Ассоциация IAB Russia предложила новый подход к оценке рынка интернет-рекламы.
Эксперты IAB Russia при оценке объема российского рынка интернет-рекламы в 2016 году использовали новый подход как к сегментации рынка так и к методике оценки.
Изменение в сегментации рынка связано с тем, что ранее используемое деление было привязано, скорее, к формату: сегмент медийной рекламы включал в себя баннеры и, позднее, видео, а сегмент контекстной рекламы – текстовые объявления. Эта модель сегментации была в некотором роде историческим наследием ранней эпохи развития digital рынка, и плохо адаптировалась к быстро изменяющемуся ландшафту рынка, не позволяла легко включать новые рекламные инструменты: например, заметно выросший в последние годы сегмент размещений в соцсетях. Постоянно развивающиеся новые форматы не позволяют корректно разносить их в старые сегменты, делали границу между сегментами все более размытой, а критерии отнесения к формата к сегменту – сложными, запутанными и непрозрачными.
Поэтому эксперты IAB Russia предложили новую сегментацию, опирающуюся на понятный и однозначный критерий модели ценообразования и бизнес-задач, которые решают рекламные продукты. Так появились два крупных сегмента.
Первый сегмент – Perfomance включает в себя доходы от продажи рекламы по модели «оплата за результат». В нем выделяются два подсегмента: Performance Search (реклама в результатах поиска Яндекса и Google) и Performance CPx (контекстные объявления в рекламных сетях, включая MyTarget, Рекламную сеть Яндекса и Google AdSense, а также рекламу в приложениях и соцсетях).
Второй сегмент – Branding включает в себя доходы от продаж рекламы по модели «оплата за выход рекламного сообщения». Это инструменты, решающие, в основном, имиджевые задачи. Речь идет о быстрорастущем сегменте видеорекламы и баннерных позициях.
Кроме того, появился третий сегмент — Classified (реклама в сервисах объявлений и маркетплейсах).
Мы как общественная организация уже давно чувствуем запрос и со стороны рекламодателей, и со стороны агентств, и со стороны площадок на уточнение оценки рынка интернет-рекламы и более понятную сегментацию. Первые мысли о пересмотре методики возникли еще в процессе подведения итогов 2015 года. В течение полугода мы обсуждали и согласовывали методику и, наконец, готовы поделиться с индустрией обновленным взглядом на рынок.
Борис Омельницкий
Президент IAB Russia
Изменилось также и методика оценки. В рамках старой методики основным оцениваемым параметром являлась динамика объема рынка, то есть эксперты согласовывали оценку роста рынка и увеличивали на соответствующий процент показатели аналогичного периода прошлого года. Такой подход позволял получать согласованный на достаточно продолжительном периоде (несколько лет) ряд данных о рынке, но к сожалению приводил к постепенному накоплению погрешности. Новый подход строится на моделировании абсолютных показателей на основе отчетности крупнейших игроков и экспертных оценок о распределении рекламных бюджетов между крупнейшими площадками и остальными площдаками. По новой методике на первом этапе была получена оценка рынка от представителей крупнейших площадок и консолидированные данные крупнейших площадок, а на втором — оценка была уточнена за счет данных от крупных коммуникационных групп и рекламных агентств.
Примененная методика оценки существенно лучше отражает существующую структуру российского рынка digital и, я уверен, дает возможность лучше учесть его объемы, включая выручку небольших и средних компаний. По аналогичной методике мы также переоценили показатели 2015 года, что позволяет анализировать динамику в разрезе новых сегментов.
Алексей Беляев
Руководитель исследовательского комитета IAB Russia
Оценка сегментов российского рынка интернет рекламы (включает выручку площадок и технологических селлеров, без НДС).
ОЦЕНКА РЫНКА
|
1H’15
|
1H’16
|
Динамика
|
|
|
млрд. руб
|
млрд. руб
|
%
|
|
Performance
|
Search
|
22,9
|
27,8
|
21%
|
|
CPx
|
16,0
|
22,4
|
40%
|
|
Итого
|
38,9
|
50,2
|
29%
|
Branding
|
Banners (CPM)
|
9,3
|
10,5
|
13%
|
|
Video
|
2,1
|
2,6
|
24%
|
|
Итого
|
11,4
|
13,1
|
15%
|
ИТОГО Online ad
|
50,3
|
63,3
|
26%
|
|
Classifieds
|
1,2
|
Больше новостей в канале
@rusadmarketchannel